Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация
ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРА – НАШЕ ПОСЛАНИЕ ПОТОМКАМ
Рубрика: Главная
arktika_12.jpg (82.73 Kb)
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008г. Пр-1969, и с учетом основных положений документов системы государственного стратегического планирования Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются:

а) комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской
Федерации;
б) развитие науки и технологий;
в) создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
г) обеспечение экологической безопасности;
д) международное сотрудничество в Арктике;
е) обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы
Российской Федерации в Арктике;

wiskey.jpg (.26 Kb)

В целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации предусматриваются:

а) обеспечение сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны в
условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата,
включая: развитие и расширение сети арктических особо охраняемых природных территорий и акваторий федерального значения; регионального значения; мониторинг состояния экосистем и объектов растительного мира;

б) развитие и расширение сети особо охраняемых природных территорий и акваторий
федерального и регионального значения;

в) ликвидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой
хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке арктических морей и территорий от загрязнения;

г) минимизация негативного антропогенного воздействия на окружающую среду
Арктической зоны Российской Федерации, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью, включая: разработку, обоснование и реализацию мероприятий по снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике, в том числе, на континентальном шельфе (с учетом необходимости повышения ответственности предприятий-природопользователей за загрязнение окружающей среды, стимулирования разработки и внедрения новых технологий, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду, снижения рисков возникновения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера); принятие мер по повышению эффективности федерального государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Арктической зоны Российской
Федерации;

д) совершенствование системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне Российской Федерации, основанной на использовании объективных и
измеряемых показателей оценки состояния окружающей среды, формировании системы
наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды, использующей современные средства наблюдения наземного, авиационного и космического базирования, интегрированной с существующими и создаваемыми международными
системами наблюдения окружающей среды и обеспечивающей обнаружение и прогноз опасных и экстремальных природных явлений в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе негативных климатических изменений, а также своевременное
обнаружение и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е) разработка и внедрение экономических механизмов, стимулирующих воспроизводство
и рациональное использование минерально-сырьевых и биологических ресурсов, энерго, и ресурсосбережение, утилизацию попутного газа в районах нефтедобычи;

Этапы реализации Стратегии с точки зрения экологической безопасности:

1-й этап: 2011-2015 гг:
к) реализация мер по обеспечению экологической безопасности в Арктической зоне РФ, ликвидации экологических последствий прошлой хозяйственной и иной деятельности, а также по реабилитации арктических морей от ядерно и радиационно опасных объектов;

2-й этап: 2016-2020 гг:
- развитие системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и
критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду
Арктической зоны Российской Федерации;

На основании Стратегии и планов Президента и Правительства РФ до 2015 года особо опасные последствия деятельности прошлых лет должны были быть полностью утилизированы. Однако сегодня в 2017 году, в планах на среднесрочную перспективу полномасштабные достаточного объема работы государственного масштаба по объектам К-27 и К-159 – отсутствуют и в планах Министерства обороны, и в планах концерна «Росатом», и в планах науки.

Странным образом, но в региональных докладах об экологическом состоянии и влиянии на население, эти факторы вообще не рассматриваются. Как будто они не касаются населения Мурманской области, как будто Кольский полуостров не входит в Арктическую зону РФ.

К настоящему времени на дне морей Западной Арктики находятся три атомные подводные лодки (АПЛ – «Комсомолец», К – 27, К – 159), пять реакторных отсеков (РО) с корабельными и судовыми ядерными энергетическими установками, 19 судов, в том числе баржа с реактором, выгруженным из АПЛ, 735 радиоактивных конструкций и блоков, затопленных без герметичной упаковки и более17 тыс. контейнеров с радиоактивными отходами.

По степени потенциальной радиационной опасности для населения и окружающей среды затопленные объекты разделяются на две группы – объекты с ядерным топливом и радиоактивные отходы. Наибольшей опасностью отличаются объекты, содержащие делящиеся вещества (ядерное топливо) с массой превышающей критическую, что не исключает возможности возникновения самопроизвольной цепной реакции и выброса большого количества радионуклидов в акваторию.

Эта классификация на 100% касается ситуации с К-27 и К-159. Третья АПЛ («Комсомолец») находится слишком на большой глубине, чтобы сегодня о ней вести разговор. К большому сожалению, в Федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» отсутствует упоминание об этих объектах. Причина - межведомственное разгильдяйство (неорганизованность!). Вопрос, как часто в таких случаях, повис в… воде. Эту межведомственную разобщенность необходимо политически преодолеть либо указанием Президента РФ, либо Председателя Правительства.

Отрицательно сказываются на ситуации и отсутствие конкретно измеряемых показателей связанных с экологической составляющей для оценки социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности.
Такие показатели как:

- доля населения Арктической зоны РФ, имеющего доступ к питьевому водоснабжению от общей численности населения Арктической зоны РФ;

- доля загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод от общего объема сточных вод в поверхностные водные объекты;

- доля рекультивированных земель от общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению в Арктической зоне РФ – имеются (они, конечно, важны и нужны!) и будут оцениваться (губа Андреева, г. Сайда, н.п. Гремиха и пр…, кстати, работа по ним идет по утвержденным планам), а количественная оценка утилизации особо опасных объектов, находящихся под водой и угрожающих жизни и здоровью населения не только Мурманской области, оказывает воздействие на все виды биологических ресурсов океана, исключена из оценочных характеристик.

Выводы:
Для решения приоритетных проблемных вопросов экологической безопасности, связанной с утилизацией особо опасных радиационных объектов находящихся под водой необходимо:

1. На основании скрупулезной оценочно-разведовательной работы по объектам, затопленным в Баренцевом и Карском морях, внести дополнительный количественный (надежно измеряемый) показатель в характеристику экологической составляющей оценки социально-экономического развития Арктической зоны РФ в «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу»;

2. Основываясь на авторитетных экспертных заключениях, ходатайствовать перед Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым о создании межведомственного конгломерата (в составе: Министерство обороны, концерн «Росатом», ЦНИИ им. Крылова, НИЦ «Курчатовский институт» и другие) по внеочередному решению вопроса полной утилизации объектов: К-27, К-159, представляющих реальную угрозу национальной безопасности РФ;

Председатель Мурманского регионального отделения
Общероссийского Движения Поддержки Флота Д.Н. Панченя


Обсудить на форуме

 (Голосов: 0)
Опубликовано: 27 марта 2017 Прочитали: 227 раз(а).
Сообщить об ошибке:
Написать комментарий
Имя:


Пароль:


Email:



Код:
captcha

Введите код:


Подписаться на комментарии
(При добавлении комментариев к новости Вам будет отправлено уведомление на E-mail)