Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация
О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Рубрика: Главная
Доклад на Всероссийской Морской Конференции 30 марта 1999 г.

Россия за тысячелетнюю историю многократно доказывала свою способность восстанавливать силы. Обустраивать саму себя после системных кризисов, – к великому сожалению, случавших-ся из-за отсутствия должного ума и настоящей воли, в первую очередь у правителей, при сильнейшем противодействии извне. Иноземная и заморская враждебность к нашей стране проявля-лась независимо от господствующего в ней политического строя. Только в этом, уходящем двадцатом веке началось чрезвычайное собирание сил в четвертый раз.

Нынешнее состояние России, положение дел в мире не оставляют нашему поколению выбора: или немедленно дей-ствуйте и защищайтесь, или подчиняйтесь новым старым «хозяе-вам» мира. Партнеры в кавычках, главные морализаторы планеты насчет «прав человека» и других общечеловеческих ценностей – США и НАТО ведут варварскую войну против дружественной нам Сербии. Всей страной пожелаем народу Сербии выстоять, а мы должны активно начать помогать Югославии, потому что на сегодня США и другие страны НАТО – наш общий противник.

Теперь ясно всем: американо-натовскую агрессию, как и во-обще любую агрессию, можно остановить только наличием и ис-пользованием мощной военной и морской силы. Одностороннее разоружение и миролюбие, извращенное желание понравиться

Западу приводят нас к беде. А ведь еще Петр Великий предупре-ждал: «От презрения к войне общая погибель следовать будет». Агрессия на Балканах – еще одна тренировка для милитаристской машины Запада и демонстрация угрозы России.

В конце XX века мы, русские, все россияне, надеюсь, на не-сколько веков вперед получили урок. Очень трагичный и громад-ный. В результате непродуманных преобразований и бездарных действий «ответственных» лиц государства, перенапряжения в экономике, в других сферах жизни Россия в девяностых годах утратила многие свои земли. Наши соотечественники оказались за искусственными границами. Естественно, сотворить такую драму нам активно «помогали» зарубежные «доброжелатели». Но главное – эту беду допустила, спровоцировала трагедию наша правящая верхушка при полном нейтралитете народа. Запад ведет себя по отношению к России так, как мы себя «поставили», как мы позволяем ему. Похожее было в начале этого века, когда царь Николай II со своей «свитой» подвел империю к революции и братоубийственной гражданской войне. А новые вожди «постро-или» так называемые союзные республики за счет территории единой России.

То, что произошло с Родиной в XX веке, должно запечат-леться в нашей общенациональной памяти навсегда. И пусть чув-ство утраты исчезнет только тогда, когда произойдет мирное, добровольное воссоединение наших земель. Опыт прожитых лет, летопись поражений и побед, надеюсь, сослужат нам пользу.

Как в начале века, так и в его конце правящая «верхушка» страны (это верховная власть России, руководители правящих партий, других системообразующих структур) не справляется с управлением государством и обществом. Что до девяностого года Советская Россия «увязла» в долгах, что после начала «реформ» мы тоже у всех назанимали. С протянутой рукой оказалась стра-на, где сосредоточены почти треть природных богатств Земли, четвертая часть энергетических ресурсов?!

Достаточно предупреждающе звучат и сегодня слова Столы-пина П.Л.: «Народы забывают иногда о своих национальных за-

дачах, но такие народы гибнут... Они превращаются в удобрения, на которых вырастают и крепнут другие, более сильные наро-ды...»

Мы тяжело преодолеваем навязанные нам сегодня схемы или последствия авантюр недалеких руководителей как во внутрен-ней, так и во внешней политике. Многое из тех же побуждений, замыслов, что навязали России экспериментаторы и «пришель-цы» после октября 1917 года, которые за счет в основном русско-го народа приближали мировую пролетарскую революцию и все-общий интернационализм. Мы обязаны извлечь уроки для своей работы, проводя теперь уже более умную и динамичную внут-реннюю и внешнюю политику, в настоящем и будущем.

Что сегодня самое важное для нас как отдельных граждан, так и в целом для общества? Осознать себя россиянином. Россия-нином! Не только членом той или иной партии, не только жите-лем той или иной губернии, республики, города или деревни. Не только православным или представителем другой религии. А россиянином. Реагировать на боль страны по поводу общерос-сийских проблем, как будто это касается лично тебя, твоей семьи. С помощью огляда в российскую и мировую историю, на дела предков и соседей восстановить веру в великое особое будущее России. Единство судьбы России и лично твоей – это не просто слова.

Сама логика мировых процессов подводит нас к осмыслению новой роли флота. Будущее России без сильного флота невоз-можно. А быть слабым – значит исчезнуть. В подтверждение пример не только времен Римской империи: посмотрите, что тво-рят США и НАТО в Югославии – ее уничтожают! Вот нам и ак-туальность столыпинских слов.

Под Флотом России мы понимаем: военно-морской флот, морскую пограничную охрану, морской (торговый), рыбопро-мысловый и речной флот, судостроительную (судоремонтную) промышленность и морскую науку.

Различные геостратегические схемы XXI века, спорящие друг с другом, в России обязательно должны разрабатываться с

учетом морского, океанского фактора. И поскольку у нынешней власти нет никакой жизнеспособной концепции ни в одной обла-сти политики, экономики, культуры, науки, нет даже ясных, по-нятных взглядов – мы решили выступить вот с этой инициативой.

Общероссийским Движением Поддержки Флота в рамках гражданской инициативы организована научно-практическая конференция: «Национальная морская политика России: разра-ботка и реализация». По сути, это начало второго этапа общена-циональной морской работы в России.

О первом все хорошо знают в стране: подготовка и проведе-ние 300-летия Российского Флота. Организацией той работы мы долгое время оказывали серьезное воздействие на пересмотр ущербного для России общеполитического, по сути антинацио-нального, курса руководства, большой части элиты страны. Мы подвигали наше общество и власть к здравому смыслу, патрио-тизму. Нашу инициативу в начале девяностых годов не все оце-нили тогда и поддержали. Пришлось долго убеждать, доказывать, агитировать. В сентябре 1991 года, когда начал действовать Об-щественный Совет «300 лет Российскому Флоту», многие не смогли даже рассмотреть полезность нашей идеи, наших предло-жений, связанных с историческим юбилеем. Это потом присо-единились власть и общество, руководители различных высоких рангов.

В этот раз понимание есть. 17 июля 1998 года – точка отсчета второго этапа морской работы. В этот день было подписано «Морское Соглашение о Взаимодействии» руководителями всех морских структур России и Движения Поддержки Флота. Этот период, на наш взгляд, серьезно отличается от юбилейной кампа-нии. Меньше «парадной» части, хотя она тоже нужна, много чер-новой, кропотливой, порой не очень заметной работы.

Сейчас, судя по «нашим» многим средствам массовой ин-формации, мода на «самоунижение», постоянное приглашение к «открытию кингстонов», на подражание во всем Западу еще не прошла. В подтверждение этих выводов – просто самостоятельно проанализируйте «российские» СМИ в течение любого месяца. И

вы увидите эту политику. От навязывания иностранных слов и иностранной музыки до закладывания в нашу жизнь западных, в основном, чуждых нам стандартов, до навязывания комплекса неполноценности определенным категориям российских граждан.

В основном, по плану или «так получается», эту работу де-лают, к великому огорчению, наши же соотечественники.

Вот поэтому-то мы, актив общества, должны формировать, если можно так выразиться, другую «моду». «Моду» – на ум, во-лю, позитив. Для нас сейчас особо важно победить эпидемию равнодушия и уныния, и хотя бациллы этих вирусов «местные», но без участия, как говорится, в распространении со стороны не-которых зарубежных центров не обходится.

Только совместными усилиями россиян мы можем ответить на вызов эпохи, в первую очередь напряжением «мозгов» и про-явлением настоящего чувства собственного достоинства как еди-ная нация. Ведь в продвинутой части мира, как принято выра-жаться, колоссальный подъем технологий и в целом мощное движение прогресса. Без собирания интеллектуального потенци-ала нации стратегического движения вперед не получится. И наша страна может оказаться на задворках цивилизации и меж-дународной политики.

На Всемирном Русском Соборе год назад Патриарх Алексий II подчеркнул: «Россия – великая научная держава. Открытия и изобретения, сделанные в нашей стране, стали отправными точ-ками многих ведущих направлений мировой науки и техники. И надо помнить, что если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в насту-пающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями. Так что судьба России в наши дни находится во многом в руках людей, которых принято называть научно-технической интелли-генцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и их житей-ские проблемы, духовное состояние, а также патриотизм, готов-ность мобилизовать все свои таланты и силы на служение Отече-ству – все это не может не волновать...»

Сегодня на конференции мы обсуждаем фундаментальный вопрос не только флота, но всего Отечества, вопрос нашего бу-дущего – национальная морская политика России: разработка и реализация.

При подготовке к этому обсуждению я встречался со всеми первыми лицами – руководителями государственных морских структур, многими военными деятелями, морскими учеными. И мы обнаружили: в комплексе как явление национальная морская политика России (НМПР) за более чем трехсотлетнюю историю регулярного флота на общегосударственном уровне не рассмат-ривалась. А ведь по логике, здравому смыслу эта политика долж-на осуществляться не сама по себе и не только для моряков, ры-баков, речников, судостроителей, ученых и практиков.

Национальная морская политика России (НМПР) – это составная часть общей политики Российского государства.

О самом термине. После анализа различных материалов – эн-циклопедических, сугубо научных и практических предлагается для размышления следующее.

Национальная морская политика России – это единые обобщенные взгляды, направления и способы деятельности институтов общества и власти в целях достижении нацио-нальных интересов в Мировом океане и на внутренних водных путях.

Наша конференция – это попытка системного анализа: полу-чится или нет, все зависит от нас. Мы признательны, что все ру-ководители морских структур страны, ответственные лица из Правительства России, министерств и ведомств поддержали нашу идею – собрать в одном зале всех заинтересованных: ученых, практиков, руководителей и просто деятельных людей Отечества.

Убежден: общий интеллектуальный запас нашей нации, не-смотря на потери, способен воздействовать еще на один «рывок в будущее». В том числе и на морском направлении. Нам надо для этого в первую очередь сорганизоваться, выяснить, что у нас имеется, сформировать своего рода морской банк данных.

Может, мы не всех пригласили на конференцию, кто заслу-живает быть услышанным, но за полгода – столько велась эта подготовка – мы разослали очень много приглашений. Мы про-сили руководителей флотов, пароходств, вузов, портов, флотских предприятий – дать нам имена морских интеллектуалов для при-глашения. И все, кто был заявлен и соответствовал требованиям темы конференции, находятся в этом зале.

Хотя, должен вам откровенно сказать, – у нас в России голод на мощные, с учетом наступающего века, морские «мозги», де-фицит концептуальщиков. Или они так распылены?!

В результате за формализованности, рутинности обучения в наших как военных, так и гражданских морских вузах, да и не только в них, огромное число теоретиков и практиков утратили настоящий регулярный вкус к глубинным исследованиям, к от-крытию, анализу морских идей. Еле-еле существует интерес к большой, доктринальной мысли. Как выразился один наш совре-менник: «Потеряли всякое желание самим думать и анализиро-вать. Все – напрокат, заштампованное и заезженное». И все же флот, как может, пытается размышлять, искать, и свидетельство тому – наше сегодняшнее обсуждение.

Символично, что мы проводим это высокое собрание в кон-ференц-зале гостиницы «Россия». Рядом Кремль, Красная пло-щадь, недалеко Государственная Дума, – как говорится, здесь мозг всего государства. Мы будем помогать, просто обязаны со-действовать «главным мозгам» работать широко, особенно по направлению морей и океанов. Верю, сейчас уже большинству понятно – впереди будут только те, кто получает новые знания. Вот почему вопрос развития научно-технического потенциала России должен находиться под непрерывным пристальным вни-манием общественности. И этому способствует приближающееся 275-летие Российской академии наук. На планете силен тот, кто сохранил способность глобально мыслить, точно оценивать про-исходящее и в стратегических масштабах прогнозировать буду-щее.

Известный русский публицист из моряков Михаил Меньши-ков точно подметил: «Как ни поверни, для великой страны необ-ходимо много ума, и чем сложнее становится ее жизнь, тем больше. Если это так, то надо всемерно заботиться о накоплении умственной силы в обществе. Важен золотой запас, но запас сильной мысли – дороже алмазных россыпей». Но в нашей стране за все ее тысячелетие мы постоянно в суете или в период особой «мечтательности» забываем об этом.

Вот и сегодня флот живет, но живет как-то «уныло», без надежды, без веры. От многих офицеров флота, как с кораблей, так и из штабов, рыбаков, речников, моряков торгового флота, судостроителей, морских ученых мне приходилось слышать одну и ту же фразу: «Не чувствуется России за спиной». И речь шла в первую очередь не о денежном довольствии, о зарплате. А о зна-чении флота для страны, самом смысле морской службы, работы. И с горечью слышится отовсюду о неотеческом отношении Оте-чествакак к морским руководителям высокого ранга, так и к «простому» государеву служивому или «рабочему» флотскому люду, да и в целом ко всему флоту. Флот теряет физическое и ду-ховное здоровье. Он нуждается в объединенных и динамичных действиях руководителей, лидеров морского сообщества.

Большинство мыслей из офицерских кают-компаний, кают-компаний руководящего состава гражданского флота, судострои-телей, морских ученых мы внесли в проект обобщенных Реко-мендаций высшей власти в государстве, всем ведущим обще-ственным силам России. После внесения поправок, предложений участниками конференции эти Рекомендации направим по соот-ветствующим адресам.

Мы проводим конференцию под общенациональным углом зрения, а не с точки зрения того или иного ведомства. С учетом не только прошлого, но и в связи с переходом в новое тысячеле-тие. К сожалению, мышление категориями сегодняшнего дня – серьезная проблема наших современников.

Все, с кем нам приходилось встречаться, разделяют мнение: общенациональный диалог, с точки зрения науки и практики,

должно начинать Общероссийское Движение Поддержки Флота. Как говорится, чтобы не было крена. Организаторы надеются на открытый разговор, на глубокие, независимые суждения. Права вето ни у кого нет.

Актуальность обсуждаемой темы подкреплена объективными данными. И теми глобальными процессами, которые идут и кото-рые прогнозируются. Многие главные проблемы, столкновения в наступающем XXI веке и в целом третьем тысячелетии будут проходить на экономическом уровне. И пусть это звучит доста-точно часто от меня, из-за неосязаемости морского фактора для определенных сил в нашем государстве. Хочу привести простые, но наглядные примеры. Практически уже хорошо известно: где и что из природных ресурсов находится на суше, и мы «черпаем» их оттуда или в ближайшее время собираемся это делать. А зав-тра морские и океанские кладовые – наш основной национальный источник развития экономики. Ведь было время, когда и сибир-ские нефть, газ считали «далекими». Как когда-то не верили, что умные машины – компьютеры будут за человека думать, решать очень многие сверхсложные задачи.

Так что проведением конференции мы энергично предупре-ждаем власть, все ведущие силы общества: Россия не должна пропустить стратегический процесс общенационального характе-ра. Достойное положение России и россиян возможно только при задействовании всего морского и океанского потенциала страны.

Исходя из общегеографической характеристики, две трети поверхности планеты – океаны, моря, реки, озера. Это возможно-сти для развития всего человечества.

И морской потенциал России сам за себя говорит. Только надо это основательно увидеть, почувствовать. Площадь россий-ского морского шельфа – 4,2 млн. кв. км, из которых 3,9 млн. кв. км перспективны для разработки углеводородных ресурсов (нефть, газ и т.п.). Это еще одна территория, по размерам равная Индии.

По данным наших ученых и исследователей, более 80% стра-тегических запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе северных морей.

Исключительная экономическая зона России в морях и океа-нах – 8,5 млн. кв. км. Это практически еще одна территория, по размерам равная США.

Сегодня вопрос одного только «хозяйского», по уму исполь-зования российских биоресурсов (рыба и другие морепродукты) уже сейчас позволяет, по данным специалистов, решить вопрос выплаты пенсий и пособий по всей стране.

Решение некоторых проблем продовольственного обеспече-ния России в будущем также находится в этой же сфере.

При разработке и использовании наших шельфов, морских, океанских коммуникаций возникает важнейший вопрос исполь-зования трубопроводного и всего морского транспорта. К приме-ру, только Северный морской путь позволяет кратчайшим путем на планете осуществлять мировые транспортные перевозки из Европы в Китай, Японию, США и другие страны этого региона. Это намного дешевле и короче, чем через Суэцкий канал или во-круг Африки. Вот и еще один крупный на сегодня уже и на завтра финансовый источник поступления в казну. И это вопрос всей экономики России, а не только флота.

В приморских территориях и в крупных бассейнах рек (озер), имеющих определяющее значение в регионе, живет порядка 65% населения России и находится около 70% промышленного потен-циала.

Морской фактор создает стратегические предпосылки эконо-мического развития государства. Богатство российских регионов без флота поднять невозможно. На наш взгляд, в XXI веке мор-ской потенциал вместе с информационно-технологическим – ре-шающие условия дальнейшего прогресса России.

Сущность уже просматриваемой стратегической линии за-ключается в том, что для России мощный флот, глядя только на одни эти данные, – жизненная необходимость.
Мир, как мы в сотый раз убедились на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, существует в том числе и благодаря силе – экономической, военной, морской.

Россия, уверен, снова наберет свою мощь. И пусть называют как внутри страны, так и за рубежом мою страну провокаторы разных мастей империей или «злятся» из-за нашей пассионарно-сти, Россия по-прежнему будет играть мировую роль в XXI веке. Без сильного как военного, так и гражданского флота – она нере-альна. То есть объективно мы все равно будем развивать, строить флот. Как всегда. Но очень не хотелось бы только через «затяги-вание поясов». А если по-умному? Пока при такой безответ-ственной власти и тотальной междоусобице нынешней элиты не получается. Но быть равнодушными мы, морское сообщество России, не можем и не будем.

Вот для поиска здравого смысла мы и собрались на эту кон-ференцию. Сам факт работы нашей конференции – свидетельство востребованности и чрезвычайной актуальности вопроса форми-рования российской морской политики. Эта тема реально очень давно стоит в повестке дня. Иногда рассматривается, но внеси-стемно. Судите сами. У нас на сегодня есть:

– Правительственная программа «Возрождение торгового флота России», принята в 1993 году;

– Федеральная программа развития рыбного хозяйства «Ры-ба», принята в 1995 году;

– Федеральная целевая программа «Российские верфи», при-нята в 1995 году;

– Федеральная программа «Внутренние водные пути», при-нята в 1996 году;

– Федеральная целевая программа «Мировой океан», принята в 1998 году.

Но даже очень многие здесь присутствующие, по предвари-тельным опросам, не читали, не слышали даже о них. А ведь тут собралась, исходя из предназначения, в морском отношении са-мая любознательная российская публика. О какой же реальной

поддержке этих программ (в широких и высоких властных струк-турах) может идти речь?

Надо показать обществу, что морская политика – это не «ря-довая» политика. Большинство практической, творческой, управ-ленческой и экономической элиты России не готово осознать ис-тинную роль флота в наступающем веке, потому что не инфор-мирована, не «схватывает» суть глобальных вещей. Большинство российской верхушки борется за «себя», а не за страну.

Вот поэтому задача конференции – дать толчок к коллектив-ному размышлению всей нации и побудить энергично двигаться к прогрессу в океанском и морском направлении.

Для чего нужна разработка национальной морской политики?

– для эффективных действий нынешнего Российского Флота и создания благоприятных условий для строительства, развития его в будущем;

– интересы России в мире должны опираться на морскую си-лу – как военную, так и гражданскую.

Почему эту политику мы называем «национальной»?

Потому что хотим, чтобы российское общество ее считало своей. Следило, требовало от власти ответственного отношения к морскому делу. При развитом гражданском обществе, мы верим, что у нас такое будет, недопустимы шараханья, «убийственные ко-лебания линии партии» при строительстве, содержании флота. К огромному сожалению, вот уже какой век длится такая политика.

Русские, россияне – морская нация. Тысяча лет – свидетели тому. Корабли первых эскадр регулярного флота построены в Воронежском краю, в глубине России. Но еще в древности глу-бокой флот киевской Руси высаживал десанты в Царьграде. А ко-рабли Великого Новгорода активно участвовали в торговле на за-паде и севере Европы.

Создатель регулярного русского флота и его первый адмирал-Петр I родился в Москве. Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корни-лов, СМ. Дежнев также родом из глубинных русских земель, как и многие другие известные и выдающиеся флотоводцы, моряки.

И нынешние устремления деятельной молодежи подтвер-ждают эту генетическую морскую связь. Примерно 60 к 40, соот-ношение действующих клубов юных моряков, речников, морских детских (молодежных) школ в сугубо сухопутных территориях к приморским. Такой же почти процент на сегодняшний день и по молодым россиянам, поступающим в морские вузы страны. Вот такая имеется база для формирования национальной морской по-литики.

Мы четко должны осознавать, что национальная морская по-литика России – это продукт отечественной морской истории, он из нашего общенародного сознания. Вот почему в Движении-Поддержки Флота мы четко понимаем, когда говорим, что мы отмечали 300-летие Российского регулярного Флота. Все, что было в России и с Россией до 1696 года, для нас имеет такое же значение, как и современность.

Вглядываясь в глубину веков российской истории и учитывая нынешнее положение на планете, возможный ход событий, мож-но выделить две группы факторов, оказывающих влияние на национальную морскую политику.

Первая группа факторов:

а) Россия – геополитическая сердцевина мира;

б) Россия – одна из главных опорных точек мироустройства, своего рода «цивилизация», наряду с Западом, Китаем, Японией, Индией.

Вторая группа факторов:

а) огромная территория страны (сухопутная и «морская») – самая большая в мире, несмотря на то, что некоторые наши земли «откололись» от России. Это способствует накоплению различ-ных потенциалов;

б) ресурсы страны – природные, энергетические;

в) достаточный потенциал науки, еще сохраняющийся для «рывка», серьезный образованный слой населения.

Это наследство, как говорится, от Бога и предков. А вот «кто и что», по нашему пониманию, стратегически участвует в фор-

мировании национальной морской политики России. Таких субъ-ектов НМПР три.

1. Власть. 2. Общество. 3. Общемировые тенденции.

Только с учетом обозначенных нами принципиальных поло-жений, мне думается, можно говорить о формировании в стране морской политики. У власти были и время, и ресурсы для такой работы, хотя бы в начальной стадии. Но не везло и не везет Рос-сии – почти все время на самом верху власти оказываются лица или без настоящего ума, или без воли и, за небольшим исключе-нием, без чувства ответственности за будущее страны.

Правительство, руководство страны должно знать, что оно может опираться на морское сообщество, если будет энергично вести реальную умную политику по усилению флота. По повы-шению его роли как внутри нашего государства, так и в мире.

Но только не такую политику, как сегодня, за которую надо всем, кто ее проводит, отвечать. Серьезнейшие ошибки, если не сказать больше, совершены со стороны руководства страны при проведении приватизации, акционирования в морском (торго-вом), рыбопромысловом и речном флотах, судостроительной и судоремонтной промышленности, в отношении научного морско-го комплекса.

Высшая исполнительная и законодательная власть России допустила, по сути, враждебный нашему флоту (гражданскому) организационно-экономический и налоговый режим. Это, по су-ти, позор власти и общества – за огромные деньги, когда наши суда простаивают, грузы перевозят иностранцы. И даже прихо-дится нашему транспортному флоту бороться за право работать с нашими же грузами. Как это может совпадать с национальными интересами?!

Сегодня мы заявляем о серьезной поддержке только реаль-ных продуманных действий нынешнего главного командования ВМФ, командующих флотами, руководителей морской погра-ничной охраны, морского (торгового), речного, рыбопромысло-вого флотов, руководителей судостроительной (судоремонтной) промышленности и морской науки по выводу флота из кризиса.

Мы ждем от руководителей энергичных, умных, волевых, там где надо, смелых действий. Очень многое зависит от вас, товарищи руководители морских государственных структур. Да, условия архитяжёлые выпали на вашу долю. Но, когда море спокойно, всякий может быть кормчим, говорил один мудрец.

Но и руководство государственных морских структур должно стоять за морское сообщество. ДПФ считает, что взаимодействие тогда эффективно, когда оно строится на принципе важности са-мого факта существования морского движения в государстве. Без такого движения континентальный дух не дает развиться флоту. Мы – за принципы неделимости интересов военной и граждан-ской частей Флота России, уважения друг к другу, объективно-сти, умной и результативной работы.

Своим корпоративным поведением нынешнее морское со-общество страны должно активно влиять на курс России, особенно на управленческие процессы. В этом наша, если хо-тите, историческая роль. Что скажут про нас современники и по-томки, если мы не справимся с этой задачей?! ДПФ исходит из того, что нам надо создать такое морское сообщество России, с которым хотелось бы работать и «дружить» представителям дру-гих структур общества и власти. Мы должны поднимать такие социально-значимые темы и доводить их до логического реше-ния, что симпатии к нам будут выражаться в конкретной под-держке. Как это было с нашей инициативой по 300-летию Рос-сийского Флота. Посмотрите, сейчас же многие общероссийские кампании ведутся с учетом нашего опыта. Или другой пример. Когда наше Движение Поддержки Флота в марте 1996 года объ-явило о начале общенациональной работы по достройке кораблей ВМФ и морской пограничной охраны, не все верили, что хоть что-то удастся. Уже два корабля – «Ханты-Мансийск» и «Югра» достроены на собранные средства сибиряков и несут погранич-ную вахту на Черном море. Наш почин получает все большую поддержку в разных направлениях и в разных формах. Москва и москвичи активно участвуют в достройке атомной подводной лодки нового поколения «Юрий Долгорукий», модернизации ра-

кетного крейсера «Москва». А недавно включились в активную работу по техническому дооборудованию, по перевооружению атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков» жители, руко-водство Мордовии и других регионов.

И все же роль флота далеко не так легко проникает в созна-ние общества и власти, как это необходимо сейчас и завтра. Без огромных умственных и душевных усилий не обойтись.

Но, работая по объединению разнородных общественных сил, считаем, что весь морской дух мы должны преобразовать в реальную движущую силу Отечества. Это наша стратегиче-ская инициатива.

Да, то, что творится в государственной политике, экономике в основном плохо, но давайте мы, морское сообщество, сделаем общую программу хорошего для начала на своем направлении. Осознаем сами, что такое морская идеология, а потом вооружим ею основные институты власти и общества.

Сейчас необходимы организации, деятели, которые способны решать общенациональные задачи. К общенациональным задачам – думаю, участники конференции будут полностью согласны со мной – уже давно относится развитие действующих и строитель-ство новых российских портов, особенно в общероссийских ин-тересах – развитие морской инфраструктуры в Калининградской и Ленинградской областях. Правда, до сих пор не ясно, кто же вот уже восемь лет мешает это делать. И за «сколько» мешают делать работу?! Цена ущерба для России огромна. Ведь благода-ря транзиту наших же грузов через прибалтийские порты эти бывшие наши республики существуют и вдобавок проводят в це-лом антироссийскую политику.

В этом же ряду и задача создания, развития только на основе перспективных новейших научных разработок и имеемого опыта российского кораблестроения и судостроения. Сегодня власть, по сути, губит отечественные судостроение и судоремонт и дает возможность развиваться зарубежным – за счет размещения рос-сийских заказов за границей.

Необходимо в течение ближайшего времени провести инвен-таризацию принятых в высоких кабинетах решений, иногда по-хожих на наши традиционные глупости... Если нам «вредно» и в ущерб национальным интересам открытие внутренних водных путей, то не надо их открывать.

А то получается... Нам говорят – отмените смертную казнь, тогда Россию примем в Совет Европы. Фактически уже отмени-ли. В итоге стремительный и устойчивый рост жесточайших пре-ступлений, угрожающих жизни всей нации. Хотя тот же Совет Европы и «миролюбивая» европейская общественность молчит, даже потворствует, когда сотни и тысячи людей без «суда и след-ствия» США и НАТО казнят на Балканах, в том числе и с помо-щью морской силы.

Разве это не общенациональная задача – изменить подход элиты к важности понимания в обществе роли особо значимых для России деятелей, событий?! В «отечественных» СМИ может идти обсуждение какого-нибудь зарубежного режиссера, актера и тому подобное. Но могут ни слова не сказать о юбилее Валентина Пикуля. По всем телерадиоканалам назойливая шумиха о годов-щине смерти английской (?) принцессы – и вскользь о юбилее трагической гибели большей части экипажа нашей же атомной подводной лодки «Комсомолец»!..

Для решительного изменения такой пагубной ситуации нам нужны воля, большая соорганизованность и настойчивость. Для реализации этих и других замыслов ДПФ предлагает созвать пер-вый съезд представителей всего Российского Флота – военно-морского, морской пограничной охраны, морского (торгового), рыбопромыслового, речного, судостроения (судоремонта), мор-ской науки. И многие наработки конференции утвердить на этом съезде. Провести его основательно, в форме общероссийской ка-ют-компании, с целью реально помочь флоту и стране. Мы долж-ны дать серьезно понять каждому реальному кандидату в депута-ты Государственной Думы, кандидату в Президенты России, что с мнением морского сообщества надо считаться.

Какова же цель этой работы? Это, в первую очередь, «выта-щить наверх», к управлению страной, максимальное число лю-дей, компетентных в морских и других государственных вопро-сах, россиян не только по паспорту, но и по духу.

Власть и общество – вот два крыла, на которые должны опи-раться наше государство. Только тогда наш полет будет без ку-вырков и аварийных приземлений. Власти как структуре, есте-ственно, всегда уделялось особое внимание. Но ведь подпитывает власть общество, из него делегируются граждане для исполнения своего долга и обязанностей. И как они себя во власти ведут – та-ковы и результаты. Вот поэтому ДПФ как общероссийская обще-ственная организация взяла на себя инициативу, не дожидаясь ко-манды «сверху», собрать вас, ответственные граждане, в этом зале.

Мы призываем и остальные институты общества к смелой активной работе в интересах России и флота.

Подобное воздействие очевидно и необходимо, и мы его чет-ко обозначим, если участники конференции согласны, в нашем итоговом документе – Рекомендациях. Это надо делать срочно, сегодня.

Для того чтобы в России постоянно существовал народно-государственный интерес к флоту, необходимо организовать еще ряд направлений работы. В связи с этим – несколько существен-ных предложений стратегического характера. Коротко.

Провести работу по удалению путаницы в морской истории страны в целях объективности. Отсчет в историографии вести со времен Древней Руси. Мы должны, в конце концов, изучить свою морскую биографию и популяризировать в обществе. ДПФ предлагает начать с того, чтобы установить 20 октября – единым Днем Российского Флота. С исторической точки зрения – это настоящий день рождения регулярного Российского Флота.

Организовать активную работу по взаимодействию с руково-дителями средств массовой информации, журналистами, деяте-лями культуры и искусства как в столице, так и в регионах – с по-зиции правды и оптимизма. Необходимо останавливать, предот-вращать искажение, невнимание, несерьезный подход к морской

теме. Работа со СМИ часто равняется усилиям, вкладываемым в организацию самого дела.

Вопрос работы с подрастающим поколением перевести в плоскость укрепления работающих сегодня клубов юных моря-ков, речников, морских молодежных (детских) школ. Если не бу-дем развивать эти организации, не будем вкладывать в них сред-ства, придется вкладывать деньги в колонии, на борьбу с детской беспризорностью.

Возобновить участие Военно-Морского Флота в военных па-радах на Красной площади. Даже в годы Второй Мировой войны страна видела своих моряков на главной площади России. Это с любой точки зрения и, в первую очередь, с морально-психологической и с практической, абсолютно необходимо. Ду-маю, если участники конференции поддержат, мы сегодня же, 30 марта, от имени Российского морского сообщества обратимся к руководству страны.

Все это вместе взятое и побуждает нас ставить четко и остро вопрос о необходимости формирования национальной морской политики России. Потому что морские интересы России – это дей-ствительная потребность нации. Это вечные интересы. Вот уже много веков существует наше Отечество, а морские вопросы все на главном месте. Как тут не согласиться с великим русским фи-лософом И.А. Ильиным: «Россия не погибнет от расчленения, но начнет воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как великий «организм», снова примется собирать свои «члены», про-двигаясь по рекам к морям... (к углю и хлебу, к нефти, к уранию)».

Да, страна чувствует себя неважно. Кризис прочно давит на всех вместе и на каждого по отдельности. И чтобы выстоять, Рос-сии нужна демонстрация духа товарищества, общенационального настроя на достойную жизнь. Делать ответственно свою работу на любом посту, куда тебя поставила жизнь, и помогать России – единственный личный вклад каждого из нас в борьбу с кризисом. Нам нужна воля к развитию, к победе. Нам чужда логика пассив-ного ожидания. Национальная морская политика в состоянии уместить в себе экономические, политические, культурные,

научные устремления россиян. И кто же, как не моряки, покажут себя способными к этой деятельности. Потому что это – битва за собственную страну, за собственный флот.

М.П. Ненашев этим докладом открыл Морскую Конференцию 30 марта 1999 г

* * *
Этот доклад, выступления, другие материалы Мор-ской Конференции вышли в 2000 г. в книге "Национальная морская политика России" 10 - тысячным тиражом.

1999 - 2019 гг.

 (Голосов: 2)
Опубликовано: 5 апреля 2019 Прочитали: 72 раз(а).
Сообщить об ошибке:
Написать комментарий
Имя:


Пароль:


Email:



Код:
captcha

Введите код:


Подписаться на комментарии
(При добавлении комментариев к новости Вам будет отправлено уведомление на E-mail)