Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация
С человеческой заботой о роботах
Рубрика: Главная
Это в практике Общероссийского Движения Поддержки Флота – проводить экспертные сессии по масштабным, многоаспектным направлениям морской деятельности нашей страны, выявляя, обсуждая не только узкоотраслевые тенденции, но и проблемы более общего порядка. 12 декабря ДПФ, во взаимодействии с рядом министерств и ведомств, а также с научными, образовательными, промышленными и другими организациями, провело Всероссийскую конференцию, посвящённую развитию отечественной морской робототехники. Событие прошло в Москве, в Национальном Исследовательском Технологическом Университете – Московском институте стали и сплавов, и собрало представителей многих регионов. Участников приветствовали Председатель ДПФ Михаил Ненашев и проректор МИСиС Вячеслав Хван.

В качестве «установочных» прозвучали два доклада, где были описаны основные цели и перспективы развития российской морской робототехники с точки зрения государства. Начальник отдела стратегического планирования и управления Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Елена Квасникова и руководитель направления развития робототехники Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК) Андрей Доброхотов сделали обзор официальных документов, на основании которых реализуются государственные усилия по созданию перспективной морской техники. Очевидно, что эта работа имеет положительную динамику. В частности, Андрей Викторович, описал некоторые характеристики морских роботов, над достижением которых целенаправленно работают специализированные организации ОСК. И эти параметры внушают уважение. А Елена Андреевна подчеркнула, что в рамках Национальной технологической инициативы, реализуемой АСИ, по-прежнему существует возможность получить государственное софинансирование новых разработок по программе «MariNet» (Интеллектуальная система управления морским транспортом и технологии освоения мирового океана).

Содержательным подтверждением госусилий в рассматриваемой теме стал доклад начальника сектора робототехники Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Олега Власова. Прославленное КБ занялось несколько новой для себя деятельностью. Его специалисты активно устанавливают контакты со всеми российскими промышленными, научными и образовательными организациями, которые так или иначе связаны с созданием морской робототехники. Увы, по словам Олега Геннадьевича, далеко не все структуры, объявляющие о своих компетенциях в названной сфере, готовы подтвердить их на практике. Но даже отрицательный результат в этом исследовании полезен, так как избавляет от эффекта «розовых очков». В целом, представитель «Малахита» оптимистично оценил перспективы КБ в создании современных необитаемых подводных аппаратов, сказал об изделиях, которые вполне могут быть конкурентны на открытом рынке в сегменте аппаратов «рабочего класса», но сослался на секретный характер основного объема информации, так как преимущественно КБ работает в интересах Военно-Морского Флота.

На стыке нескольких тем возникла живая дискуссия. Председательствующий на конференции Михаил Петрович Ненашев заметил, что секретный статус на практике нередко является удобной маскировкой для безответственности и некомпетентности исполнителей конкретных научно-технологических разработок. В то же время очевидна необходимость в предельно короткие сроки выводить на рынок гражданской продукции то, что создано в оборонных КБ в рамках комплексных разработок. Например, выясняется, что эффективные не боевые роботы для подводных монтажных, сварочных и других инженерных работ созданы в «Малахите» еще 10 лет назад. Но выступивший на конференции начальник

отдела необитаемых подводных аппаратов «Росморречфлота» Игорь Зайвенко сообщил, что его организация в классе систем, работающих глубже 350 метров, эксплуатирует только импортную технику. И проблема тут не в том, что «Малахит» проиграл конкурентам из «Сааба», а в том, что конкуренции вообще не было, так как отечественные аналоги сокрыты под спудом пресловутой секретности.

Есть надежда, что проблема получит решение. Ранее представленный докладчик Андрей Викторович Доброхотов (ОСК) отметил, что внутренним решением в Корпорации создаются условия для ускоренного получения предприятиями ОСК паспортов экспортного облика на свою продукцию. Это должно усилить конкурентные преимущества нашей морской техники как на мировом рынке ВВТ, так и по линии конверсии. Последняя задача носит стратегический характер для российской экономики, на что не раз указывал Президент страны.

Отдельно на конференции было отмечено, что Россия, которая в настоящий момент реализует в большинстве научно-технологических сфер догоняющую модель развития, просто не может себе позволить оставаться в рамках догоняющей модели в экономике. Миф о «невидимой руке рынка» развеян реальностью активного сдерживания России извне. Никакое равноправие на рынке высоких технологий невозможно. И ждать их развития за счет западных средств может только умственно отсталый. Нам нужна собственная программа адресных инвестиций и разумный (в пределах мирового опыта) протекционизм на внутреннем рынке наукоемкой продукции.

Что ещё показала прошедшая конференция, так это весьма серьезный потенциал российских разработчиков, которые умудряются сохранять и расширять множество ценных компетенций при крайне слабом внимании к их талантам со стороны экономических властей.

Среди конкретных проектов, представленных на конференции российскими институтами и предприятиями стоит отметить скоростной мореходный катер RX-1173 в качестве платформы для модульной аппаратуры в беспилотном варианте (ЗАО «Компан Марин»), антропоморфные робототехнические комплексы для подводных работ (НПО «Андроидная техника»), проект подледной транспортной магистрали в развитие Северного морского пути (Институт прикладной математики им. Келдыша), линейка необитаемых аппаратов для экологического мониторинга (Морской государственный университет им. Невельского, Владивосток) и даже плавающие роботы, созданные руками школьников из группы технического творчества Нижегородского детского речного пароходства.

Общероссийское Движение Поддержки Флота сделало ещё один значимый, объединительный шаг на пути преодоления коммуникационных разрывов между наукой и бизнесом, образованием и промышленностью, чиновничеством и экспертным сообществом в конкретной предметной области. Это то, что в силах предпринять сильная общественная организация с высоким авторитетом. Но дальше должны работать обновляемые нормы и правила деятельности министерств и отраслей, государственное здравомыслие и деятельный патриотизм профессионалов. Рекомендации прошедшей конференции будут направлены во все должные инстанции.

Александр Пылаев,
журналист, капитан 2 ранга запаса
(моб.тел.: +7-952-399-70-07)


12 декабря 2017 г.
г. Москва - г. Петербург
 (Голосов: 0)
Опубликовано: 18 декабря 2017 Прочитали: 39 раз(а).
Сообщить об ошибке:
Написать комментарий
Имя:


Пароль:


Email:



Код:
captcha

Введите код:


Подписаться на комментарии
(При добавлении комментариев к новости Вам будет отправлено уведомление на E-mail)