Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация
Викторина по истории флота.
   История флота в некоторых редких факиах. своеобразный брейн-ринг, где нужны не только энциклопедические знания, но и активное подключение мыслительного процесса. бывает. что у гражданских эвристические решения задач викторины. опережают и превосходят ответы замшелых мариманов!

Викторина 2

Брейн – ринг по истории флота.


Напрягите эрудицию и  блесните интеллектом !





Или, хотя бы,  заставьте это сделать своих подчиненных! Хотя, в тексте столько наглых и прозрачных подсказок…


 

1. Первая исторически отмеченная попытка применения паровой машины для движения судна датирована 1543 годом в Испании, во время правления короля Карла V.



Испанский морской офицер Бласко де Гарай предложил королю построить судно, которое сможет ходить по тихой воде без весел и парусов. Карл заинтересовался проектом и приказал установить  паровую машину на  200- тонное судно «Тринидад» (Троица) , несмотря на противодействие старых моряков и даже недвусмысленные угрозы со стороны Церкви. Кроме того, он  сам присутствовал на испытаниях, которые прошли довольно успешно, хотя дальнейшего развития паровые суда не получили. Не все во власти даже королей… Но изобретатель все же был награжден по - королевски.




     Вопрос: Бласко де Гарай прекрасно представлял себе силу и власть инквизиции,  душившую любую свежую мысль, приписывающую все новинки науки и техники «козням дьявола». Что же он предусмотрительно сделал для того, чтобы его никак нельзя было упрекнуть в связях с дьяволом  и избежать близкого знакомства с \"очистительным костром\"?

 


2. Несмотря на то, что гребной винт уже внедрялся на многих флотах, в начале 40-х годов XIX века среди адмиралов и судостроителей бытовало мнение, что гребное колесо все же сильнее винта.



Вопрос: Что же придумали английские молодые офицеры и  инженеры, чтобы доказать Адмиралтейству преимущество гребного винта перед колесным движителем?

 


3. В конце XIX века, на одном из артиллерийских полигонов, при испытании  броневых плит для строящегося русского броненосца снарядами из орудий, после осмотра  результатов обстрела выяснилось, что все отобранные бронеплиты остались целыми. Кроме одной, которая была поставлена «мягкой», незакаленной стороной из-за оплошности матросов полигонной команды. ( В этом отношении на флоте мало что меняется! Когда матрос работает, он часто думает не о броне, а о …, короче, о другом предмете!  Как его, родного,  не воспитывай, он все же хочет жить хорошо! Особенно, тогда, когда офицер, хоть ненадолго, но теряет бдительность!).  Присутствовавший же на испытаниях инспектор морской артиллерии, проанализировав случившееся, в скором времени изобрел и внедрил  некое техническое новшество.  С помощью  него уже   на следующий год русские снаряды  легко пробивали «с нужной стороны», на этот раз, на испытаниях  даже бронеплиты из хваленной английской стали заводов Гарвея,  предложенных русскому военному министерству для  бронезащиты новых кораблей. Причем, даже  меньшим калибром, чем тот, на который англичане рассчитывали.



Вопрос: кто же был этот инспектор морской артиллерии, что он изобрел в результате анализа последствий случайной ошибки матросов?

 


4. Чарлз Алджернон Парсонс  известен как изобретатель и создатель многоступенчатых реактивных паровых турбин, приоритетное право на которые он запатентовал еще в 1884 году. Более  того, в 1896году турбина, мощностью в 2000 л.с. была установлена им на яхте  «Турбиния», специально построенной  на одной из частных судоверфей. Эта «скорлупка»  водоизмещением всего 45т при длине 30 метров развивало скорость до 34,5 узлов! Но …консервативные  британские адмиралы  не придавали этому никакого значения! Тем не менее, все вдруг резко изменилось и уже в 1899 году  паровые турбины  были установлены и испытаны на двух новейших миноносцах – «Кобра» и «Випер».



Вопрос: что же предпринял  этот талантливый  конструктор,  уверенный в необходимости своего изобретения для военно-морского флота, чтобы привлечь к нему общественное  мнение и заставить адмиралов изменить свое отношение к турбине?





5. Один  образованный лейтенант австро-венгерского флота (Кстати, морские офицеры в то время выделялись своей образованностью и начитанностью во всех странах мира – профессиональная необходимость и норма поведения. Кто этому не соответствовал, тот подвергался моральному давлению со стороны коллег!) читал в каюте покачивавшегося на средиземноморской волне броненосца популярный журнал по астрономии. И вот,  в одной из статей  о  движении небесных тел он увидел решение проблемы усовершенствования одного из новых (в то время, конечно) видов оружия. Он написал о своей идее в австрийский город Фиум, где работал единственный тогда завод по производству этого оружия. Хозяином этого завода тогда  и был его изобретатель и конструктор. Тот мгновенно оценил эту его идею и пригласил молодого офицера к себе на работу, сразу установив ему оклад … равный окладу морского министра Австро-Венгрии, намекая на значимость его работы для нужд флота.




Вопрос: как фамилия этого хозяина завода – изобретателя морского оружия?




 На какую идею натолкнуло морского офицера чтение статьи о движении небесных тел? Кто был этот молодой офицер?

 


6. Однажды, в  середине  30 –х годов XIX  века, небольшой  пароходик, налетел на подводное препятствие и потерял часть винта. Но инженер не отчаялся и получил неожиданный результат в результате продолжения движения на поврежденном судне.



 Вопрос :Что же  произошло в результате аварии? Что изобрел английский инженер, находившийся на борту этого судна? Может быть, вспомните его фамилию?

 


7. После широкого внедрения изобретения шотландца Гасгойна в 1779г. на английском флоте оно получило широкое распространение и на кораблях других флотов. Но … чтобы повысить психологическую устойчивость матросов и избежать дополнительных потерь, английским морякам  первым  же и пришлось кое-что предпринять. Например, красить ган-деки в особый цвет, ставить у орудий ящики с песком и даже выдавать канонирам специальную обувь.



Вопрос: Что изобрел Гасгойн? Почему приходилось красить   батарейные палубы (В какой, вы думаете, цвет?)  и выдавать специальную обувь? (Кстати, какую?) Как  называлось на матросском сленге его изобретение?

 


8. В 1888 г .  в Николаеве, на корабельной верфи был заложен небольшой  броненосец  д ля Черноморского    флота (водоизмещение – 8700тонн, длина 108м, ширина 18,3м, скорость 15,5 узлов, вооружение 4 -  305мм, 4 – 152мм и 14 –63мм и 40 мм). Сообщение об этом было опубликовано в Лондонской прессе, общественное мнение бурно отреагировало, а  английское Министерство иностранных дел выступило с неожиданным протестом против этого факта, якобы нарушающего положения Парижского договор(по завершению Крымской войны) .Через некоторое время был заложен еще один, более крупный и  уже башенный  броненосец,  и опять же последовала гневная реакция  с Флит – Стрита (  улица в Лондоне, где расположен британский МИД.)



 Вопрос: Так в чем же причина такой острой реакции на закладку двух обычных боевых кораблей? Что ответили русские дипломаты?

 


9. В 1551 году  капитан французского  капера Полен, находясь в море с небольшой эскадрой, буквально наткнулся на 24 испанских галиона с богатым грузом. Личного состава команд кораблей у французов было достаточно, но борта испанских кораблей были буквально ощерены рылами пушечных  стволов.  Полена совсем не радовала перспектива познакомиться с их огневой мощью. Но … упускать такую добычу никак не хотелось!



Вопрос:  Ему удалось решить обе эти проблемы – и «выключить»  из  предстоящего боя артиллерию испанцев, и захватить почти все галионы в абордажном  бою. Как и что предпринял находчивый французский моряк?

 


10. Примерно с середины  17 века на многих флотах морских держав  для управления эскадрами и  обмена информацией  существовали своды многофлажных сигналов. Но при наборе сигналов тратилось много времени. Чуть меньше требовалось на его разбор, особенно когда это происходило на значительных дистанциях. Поэтому, для управления кораблями в ситуациях, требующих немедленного реагирования  у  моряков стали появляться свои дополнительные условные сигналы .  На флагманском корабле на сигнальном фале  поднимался позывной  корабля и  рядом – условный знак. Этот знак стал распространенным в морском обиходе сленговым выражением. А в современном русском языке  - стал даже общеупотребительным ироническим выражением



Вопрос :  Какой условный знак поднимался на сигнальном фале рядом с позывным нужного корабля в случае, когда флагман (командующий эскадрой, флотилией. флотом) выражал неудовольствие его  действиями или маневром  ? 

 


11. К  1942 году японскими войсками были захвачены Индонезия , Филиппины, страны Индокитая и сам Китай, разгромлены Американские тихоокеанские базы.  Но вот, 19 апреля 1942 года военный  пресс-центр проинформировал американских и  журналистов, что   бомбардировщики  ВВС  США Б-25 «Митчелл»  ночью бомбили Токио и произвели разрушения промышленных и портовых объектов.  Когда  же журналисты спросили президента США Рузвельта, откуда нанесли свой удар армейские бомбардировщики,  он, улыбнувшись,  ответил, что они взлетели с аэродромов страны Шангри – Ла.



ВОПРОС: Где находится эта страна? Как американцам удалось создать в ней аэродромы в  радиусе действия средних бомбардировщиков?





12. В  19  веке  в США, под влиянием пуританских  нравов, и под давлением Конгресса,  в  правила  приема  новобранцев на флот было включено положение, запрещающее прием   на службу граждан  с татуировками, изображающими обнаженных женщин.  Однако, вербовщики прекрасно понимали, что лучший человеческий материал для флота – это моряки с торговых  и рыболовных судов, уже имеющих достаточный опыт, выучку и закалку.  А на торговым флоте такие татуировки были распространены и даже модны, вследствие  традиций и поверий, а также в форме отметок о посещении определенных стран и портов. Таким образом, этим законом  закрывалась дорога на флот самой перспективной категории  претендентов. Это понимало и командование флота, и искало выход из создавшегося положения. Но законодатели были непреклонны… Однако, вербовщики  предложили выход, устроивший флот и позволивший обойти драконовский запрет, подтвердив тем самым флотское правило: \" Если нельзя, но очень хочется - то можно!\".




 Вопрос: Каким же образом  командованию флота все же удалось заполучить на военные корабли  татуированных «морских волков»,  не  нарушая этого закона?

 


13.В годы Великой Отечественной  войны, советские подводные лодки, потопившие вражеское судно или корабль,  входя в родную базу, производили из своего орудия выстрел холостым зарядом, оповещая, что  Море было пусто, т.е.  очищено от врага .



Вопрос: А  что делали в таких случаях  английские подводники, хотя их традиция означала, по своей сути, тоже самое?

 


14. Достаточно известен факт, что  темной августовской ночью  1914 года германский крейсер «Магдебург», прочно сел на мель, а затем был добит и захвачен кораблями русского флота. Известно также, что именно тогда  в руки русской разведки попали  снятые с него секретные Своды сигналов и шифры для радиосвязи, что привело к некоторым определенным успехам русского и британского флотов (с которым русские разведчики  щедро поделились сведениями) в войне на море с германскими кораблями. Помощь, которую отчаянно вызывал по радиосвязи  крейсер и с надеждой ждал немецкий экипаж, к нему   так и не пришла, однако, русские корабли уже рано утром точно вышли на место его аварии …


Вопрос:  Все это произошло благодаря, и  далеко не в последнюю очередь, очень многочисленным и превосходным качествам  русского Шустовского коньяка, из солнечных ягод, собранных на    виноградниках  Армении и Грузии. Каким образом благородный    напиток  известного предпринимателя Шустова помог русскому флоту в захвате германского крейсера   в самом начале первой мировой войны?

 


15. В начале 1878г  английский инженер и владелец одного небольшого завода в Фиуме  купил у турецких властей порта Батума  тонну металлолома. Турки запросили с него тысячу фунтов стерлингов (немыслимую по тем временам сумму), которые Р. Уайтхед  им выплатил, не задумываясь. Впоследствии, эти куски металла были размещены в музее его завода.  Результаты   изучения этого металлолома очень заинтересовали  русское Морское министерство и  англичанин их  туда передал. Однако, у турок к этому времени на дне батумского рейда появилось уже очень много металлолома, но совсем другого сорта


 Вопрос: Что за металлолом  купил у турецких властей  Роберт Уайтхед  по  такой  дорогой цене? Почему им заинтересовались именно русские?

 


16. В закрытом объеме всегда необходим контроль за газовой средой. Это известно любому инженеру.  В 19 веке появились подводные лодки, которые начали все чаще выходить в море, и даже начинать представлять из себя серьезную военную силу. И почти сразу же, потребовалось что-то, что контролировало бы  газовую среду  внутри прочного корпуса  примитивной подводной лодки. К такой находке пришли на разных флотах, и почти одновременно.



 Вопрос: Представьте себе, что вам предложили бы, как в интеллектуальной игре \"Что? Где? Когда?\"  т.н. \"черный ящик с помещенным внутри него  с таким  \"газоанализатором\"  того времени .Что бы вы обнаружили при вскрытии ящика?

 


17. Во многих  старых кинофильмах  можно было видеть такие кадры: у подсеченной и всплывшей или обнаруженной старой мины  подрывная партия на шлюпке. Офицер или мичман закрепляет заряд на корпусе,  и  поджигает огнепроводный  (т.н. \"бикфордов\") шнур от горящей папиросы. Одни зрители считают, что это \"морской шик\", удаль и лихость храброго профессионала, а другие - что показное пижонство, третьи - что это \"натяжка\" сценариста или режиссера.



Вопрос: какое же мнение зрителей правильное. И почему  этот момент, в целом одинаково, отражен в разных фильмах?

 


18. Первый русский 130 пушечный корабль был построен в Санкт-Петербурге обер-сарваером (старшим мастером кораблестроителем ) русского флота А.С. Катасоновым, под личным присмотром императора Павла I , генерал-адмирала флота. Павел назвал этот мощнейший корабль в честь своей тогдашней фаворитки Анны. Лопухиной, но так, чтобы это не было очевидно. Но догадались все – даже еще до спуска этого корабля на воду.



Вопрос: Как был назван этот корабль?




19. Во время русско-турецкой войны,  29 апреля 1877г в устье  Дуная одним-единственным выстрелом  русской полевой мортиры был потоплен  новый турецкий  броненосец «Люфти- Джелиль». Этот факт  произвел  сильное впечатление на кораблестроителей  и уже  через четыре месяца в Англии  появился первый в мире корабль нового класса, распространенного в конце XIX века на всех флотах мира.



 Вопрос:  Появление  какого класса боевых кораблей  вызвала гибель турецкого броненосца?

 


Ответы будут опубликованы в разделе \"корабли и люди\" 10 мая.
 (Голосов: 0)
Опубликовано: 4 мая 2008 Прочитали: 3593 раз(а).
Сообщить об ошибке:
Написать комментарий
Имя:


Пароль:


Email:



Код:
captcha

Введите код:


Подписаться на комментарии
(При добавлении комментариев к новости Вам будет отправлено уведомление на E-mail)